Слава Бобков: «Я не отождествляю себя только с шансоном»

БОБКОВ ВЯЧЕСЛАВ (р. 9.07.1957 г.) – автор и исполнитель. Первую песню написал в 15 лет. На «большую» сцену...

Анатолий Мезенцев: «Тихорецк мне в Магадане снился…»

Ещё до появления в моей жизни первого магнитофона, которые, кстати сказать, в то время были большим дефицитом, я...

Студии звукозаписи, русский шансон

Александр Викторович Фрумин, несмотря на свой (скажем так) достаточно молодой возраст, является одним из основоположников индустрии «Русский шансон»....

Пианино «на бретельках»

Каждый музыкант, избравший себе тот или иной инструмент, рано или поздно достигает некого личного «потолка». Да, у мастерства...

Андрей (Пиня) Рублевич: «Эмиграция – это только филиал России…»

Андрей (Пиня) Рублевич, русский шансонье, с 1970-х годов проживает во Франции. Он приятный и интересный собеседник, иногда его...

Игорь Эренбург: «Я очень, очень, очень сексуально озабочен»

Я очень, очень, очень Сексуально озабочен. Не до песен мне теперь, не до стихов. Нет мочи, мочи, мочи....

Геннадий Норд: Мысли мчат сквозь пургу…

Мне уже доводилось писать о Геннадии Норде, одном из исполнителей, работающем в жанре «шансона». Пусть не коробит любителей...

Михаил Бурляш: «Надеяться надо на лучшее – мысль материальна…»

Михаил Бурляш находится в заключение уже не первый год, но это никак не мешает ему писать и издавать...

Стас Ерусланов: А лучшее у Северного было с Черноморской Чайкой

— Стас у тебя были встречи с Высоцким. Расскажи, кто свёл с ним? — Кто первый раз свёл...

«Гарри Голд – абсолютный лидер русского шансона…»

Статистика – вещь неумолимая, непредсказуемая и жестокая… периодически я делаю запросы в поисковых системах по тому или иному...

Яша Боярский – «Сыктывкар-на-Майне»

Сразу сделаю оговорку, Берлин расположен на реке Шпрее, это одна из самых больших рек Германии, но для художественного...

Рада Рай: «У меня цыганская кровь и русская душа»

У широкой публики имя «Рада Рай» вызывает в памяти образ красивой брюнетки, исполняющей лирический шансон, цыганские песни и...

Алексей Ром: «Петь в ресторане – это как вторая консерватория…»

Алексей Ром – автор и исполнитель из города Минска (Республика Беларусь). В 1999 году на базе столичного центра...

Виктор Шульман представляет…

За десятки лет русские американцы привыкли, что кого-бы не представлял импрессарио Виктор Шульман, это будет встреча с настоящим...

Новые имена, золотые грифы и память А.Днепрова

16 апреля в Государственном Кремлевском Дворце прошла церемония вручения музыкальной премии «Шансон года-2021». Золотые грифы вручали уже в...

Николай Озеров: «В зоне тоже сидят люди и им тоже нужны песни …»

ОЗЕРОВ НИКОЛАЙ (р. 19.05.1979 г.) — автор-исполнитель. В 13 начал осваивать гитару, пробовать себя в поэзии, написал первые...

Майя Розова – «Арбат», «Балалайка», «Садко», далее – жизнь…

Как-то один мой знакомый рассказал о том, что ему удалось найти адрес Майи Розовой, легендарной русской певицы, ныне...

20 лет …. Сергей Наговицын

20 декабря 1999 года из жизни ушел Сергей Наговицын….  Ушел в полете и на взлете, сделав много за...

Росписной, Блат, Кобяков. Судьбы и песни поющих заключенных

Истинный поэт или музыкант – это всегда голос времени, в котором он рождён, голос народа, среди которого он...

Вилли Токарев: “Я верю в Бога, а не в приметы”

Вилли Токарев — человек слова, всегда выполняет то, что обещал. Обещал исполнить еще раз по просьбе зала свой...

Лучшие альбомы Вилли Токарева

Сказать честно, трудно начинать эту статью по многим причинам… Вилли Иванович Токарев (1934-2019) – человек-легенда, человек-эпоха, человек-жанр, только в его (относительно) официальной дискографии около пятидесяти альбомов, да, есть там и авторские сборники, но… С 1979 по 2018 года он писал и записывал песни для себя и других, издавал пластинки, аудио-кассеты, компакт-диски и DVD(в меньшей степени), пел в маленьких ресторанах и собирал многотысячные стадионы в конце 1980-х по всему тогдашнему Советскому Союзу.

Его песни знали и знают от мала до велика, пусть не любили, не принимали, но точно слышали и слушали. Его песни – веселые, грустные, хулиганские, патриотические, лирические, сатирические, танцевальные, романсы и баллады. Сложно назвать жанры и стили, в которых он бы не поработал, он еще планировал записать (или записал, но не издал) альбом своих инструментальных произведений. Я не собираюсь объять необъятное, но попытаюсь рассказать о некоторых его альбомах, это будет очень субъективное мнение, возможно, в некоторых местах даже ошибочное. Но это маленькая попытка рассказать о важнейших этапах творчества Вилли Токарева.

Не так давно прочитал мнение о том, что Вилли Иванович своими песнями, скажем так, отчасти заполнил пустоту, которая образовалась после смерти Владимира Высоцкого… возможно, мнение довольно-таки спорное, но что-то в этом есть – на все 80-е и 90-е Токарев во многом определил и обозначил суть жанра, который сегодня мы называем «шансон по-русски». Он написал песенную антологию не только жизни эмигрантов третьей волны, но и четвертой тоже – о тех, кто уехал в 1990-х… Как не парадоксально, сам он вернулся и прожил большую творческую жизнь в новой России. Если не ошибаюсь, в одном интервью Вилли так и сказал: «Я живу три жизни». 

Поехали…

«А жизнь – она всегда прекрасна», 1979 г.

            Дебютная пластинка Вилли Токарева, на тот момент певцу было 45, вышла в США, маэстро сам заработал на ее издание – работал шофером, уборщиком и прочее. Ему понадобилось пять лет, чтобы начать все с нуля – приехал он в Нью-Йорк и был большой перерыв на все, что угодно, но только не на музыку.

            Вилли Иванович впоследствии не раз говорил, что пластинка в тот момент не принесла дохода и известности, прежде всего, потому, что это была красиво спетая и сыгранная эстрада, которой все и так наелись в СССР. Эмигрантам нужны были другие песни, другая музыка. Но маэстро всю жизнь считал альбом «А жизнь – она всегда прекрасна» своей лучшей работой, именно по музыкальной составляющей. Красивые песни, распевные, может быть, немного наивные, но очень душевные.

            Практически все партии Токарев сыграл сам, помогал ему с гитарой и перкуссией легендарный музыкант из Риги Григорий Димант (1951-2007). Тут был небольшой бартер: в 1978 году Токарев предоставил Диманту аппаратуру для записи альбом «Мои любимые песни», а год спустя в ответ Димант принял участие в работе над пластинкой «А жизнь – она всегда прекрасна».  

            Всего было выбрано десять песен, одна на английском – для расширения аудитории, но… диск оценят гораздо позже, а тогда вышли LP и MС. А всего альбом выдержал пять официальных изданий с 1979 по 2021 годы. Кстати, сам Вилли Иванович позднее рассказывал, что не гнушался сам развозить альбом по покупателям – жил он тогда еще небогато и надо было элементарно окупать проект.

«В шумном балагане», 1981 г.

            После выхода альбома «А жизнь – она всегда прекрасна» проходит два года, но Вилли Токарев не отчаялся… Он понял свои ошибки и промахи, и решил подойти к новым песням с другой стороны – он начинает писать летопись жизнь эмигрантов «третьей» волны, это будет его фишка на протяжении всех последующих лет. А вторая часть песен (да и в последующих альбомах) – это разбитная стилизация под «блатные» и хулиганские песни.

            Интересное наблюдение: интеллигент до мозга костей Вилли Токарев никогда не использовал в песнях жаргонизмы (по крайне мере – очень и очень редко), а уже тем более – никакой ненормативной лексики. В этом он остался верен себе на всю жизнь.

            Удивительно, но «В шумном балагане» нет НИ ОДНОЙ проходной песни… можно назвать «Песню тракториста» не самым сильным треком, но опять же – это вопрос спорный и дело вкуса.

             «Небоскребы, небоскребы» — навсегда стали визитной карточкой музыканта, здесь смешались и эмигрантская тоска, и ироничное отношение к новой родине, и та самая чаплиновская трагедия «маленького человека в большом городе». Нечто подобное спустя какое-то время прозвучит в песне «А над Гудзоном», но это уже совсем другая история….

            Вилли Токарев сам создал некий мир ростовских урок и хулиганов, и сам наполнил его героями, которые будут кочевать из альбома в альбом.

            С 1981 по 2022 годы альбом «В шумном балагане» переиздавался официально семь раз, пиратских копий сосчитать невозможно.

«Над Гудзоном», 1983 г.

            После оглушительного успеха альбома «В шумном балагане» у Вилли Токарева появилась и постоянная работа в ресторане, да и гонорары стали расти, его стали узнавать соседи по Брайтон-бич… И вот спустя два года – это был некий временной шаг у музыканта, выпускать альбомы раз в два года, последовала новая пластинка – «Над Гудзоном». Тематика – жизнь эмигрантов, хулиганские куплеты («Рыбацкая») и приблатненные песенки, которые навсегда войдут в золотой фонд жанра шансона по-русски. И опять – ни одной проходной песни из десяти, НИ ОДНОЙ!!!

            На самом деле, Вилли Токарев и стал лицом этого жанра (или стиля, как вам будет угодной), отцом-основателем и паровозом, который помог и остальным эмигрантам пробиваться к своей публике в России. А потом он стал первооткрывателем (наверное, отчасти) того, что блатные песни можно красиво и профессионально аранжировать, чтобы это становилось образцами для подражания на десятилетия и не устаревало с точки зрения музыки, аранжировок и текстов.

            «Я – мальчишка седой» и «Журавли» — да, возможно, первая слишком хулиганская и уличная, но то, что вторая – музыкальный шедевр, никто отрицать не будет… Очень необычное построение стиха, которое изобрел сам для себя Вилли Токарев. Сколько потом молодых и начинающих музыкантов учились на этих песнях и этих альбомах – не сосчитать.     

            Альбом «В шумном балагане» издан на MK, LP и CD с 1983 по 2022 годы выдержал семь изданий.

«Золото!», 1984 г.

            В год своего 50-летия Вилли Токарев издает альбом «Золото!», куда вошло двенадцать новых песен, с такими хитами, как – «Гитара с треснувшею декой», «Муж-муженек», «Золото!», «Тетя Хая» — в этой песне он «поставил» музыкальный памятник артисту Борису Сичкину (1922-2002), навсегда и безоговорочно…

            Последовало продолжение эмигрантской темы: «Гардеробщик», «Диетпитание», «Радуга» и (ноу-хау от маэстро) – «Бывший нью-йоркский таксист», к этому герою Вилли Иванович потом еще вернется. Песня «Здравствуйте, родные эмигранты», возможно и не стала таким хитом, как «Небоскребы, небоскребы», но тоже кормила автора многие годы. И именно в «Золоте!» Вилли Иванович начал потихоньку отходить от разухабистых уличных стилизаций… все-таки он всегда был и останется замечательным лирическим автором.

            «Гитара с треснувшею декой» со временем обрела статус народной… перепело ее множество артистов, во многих сборниках русского шансона ее обозначают, как безымянный тюремный фольклор.

            В альбоме «Золото!» Вилли Токарев начинает тесно сотрудничать с Ириной Олой, с которой он позднее приедет на гастроли в СССР в 1989 году. Диск издавался шесть раз с 1984 по 2021 годы – трижды на CD и дважды на виниле.

«Козырная карта», 1986 г.

            С альбомом «Козырная карта» довольно-таки странная, как мне кажется, история… диск получился, вроде как, и не плохим, и с количеством сильных композиций все хорошо. Две из них к тому времени уже стали визитными карточками Любы Успенской, которой Вилли Токарев самолично подарил песни – «Еще не поздно» и «Люба-Любонька»… Но так, чтобы альбом прогремел – кажется, не получилось.

            Хотя и заглавная песня, и «Человек и собака», и «Берлинская стена», и «Чикаго» — вещи не плохие, но чуть-чуть до настоящих хитов уровня «Шумного балагана» они не дотянули. С другой стороны – невозможно всю жизнь из года в год писать только хиты, рвать публику на части… Иногда же душа может петь и как-то по-другому, более лирично и спокойно. Но все равно Вилли Токарев тут остается верен себе во всем – аранжировках, текстах, тематике и саунде.

            В альбоме «Козырная карта» двенадцать композиций, первоначально вышла аудио-кассета, в 1994 выходит компакт-диск – почему был поменян порядок песен. Зачем это сделано – непонятно. В 2019 вышла виниловая пластинка (красного цвета) лимитированным тиражом – 100 экземпляров.

«С днем рождения, милая мама!», 1987 г.

            К моменту выхода этой кассеты Вилли Токарев прожил в США тринадцать лет… не секрет, что в те годы эмиграция – это был билет в один конец, обратной дороги не было и быть не могло. Да, можно было позвонить по телефону, написать письмо, передать посылку, но вот лично – нет… А сердце же жаждет встречи, скучает по родным. В этом отношении Вилли Ивановичу повезло – он увидел свою маму вновь в 1989 во время первых своих гастролей. Тогда он о них, наверное, даже не мог мечтать и верить… но пройдет еще всего пару лет и все измениться – тогда эмигранты только присматривались к перестройке, надеялись и верили, как спел сам певец.

            А в 1987 году Вилли Иванович выпускает альбом «С днем рождения, милая мама!», которой посвятил большинство песен… здесь только лирические композиции. Очень распевные и красивые, мощными хитами они не стали, но большей части публики они понравились, да и сегодня звучат в эфире радиостанций.

            По поводу заглавной композиции «Здравствуйте, товарищи…» — когда засияла звезда Вилли Токарева, то несколько раз и в эмиграции, и в СССР возникали слухи, что певца убили во время бандитских разборок в ресторане. Надо понимать, что 1980-е в США были довольно лихим временем в общем, а на Брайтон-бич в частности… русская мафия делила сферы влияния с более старшими «коллегами». И, да, в русских ресторанах постреливали и не раз… Возможно, что и сам артист частично причастен к этим «уткам» — истину мы уже не узнаем. С другой стороны, есть такое поверье, что о ком вдруг говорили, что он умер – жили они долго и Вилли Иванович яркий тому пример.

            Еще в альбоме есть композиция «Эхо войны» — очень красиво и грустно… одна из самых пронзительных вещей мастера.

            Альбом выдержал два издания.

«SOS!!!» + «747», 1988 г.

            Я умышленно ставлю эти два альбома вместе, потому как они воплощают в себе главное – новые песни Вилли Токарева и на хулиганскую тему, и на тему политической обстановке в России, и главная тема – неожиданно «понаехавший» родни из СССР. Которая в прямом и переносном смысле выдаивала эмигрантов, обирая их буквально до нитки… Называли их тогда «пылесосами», этому и посвящена песня «SOS». На эту же тему примерно в те же годы русская поэтесса и певица Таня Лебединская написала песню «Пылесосы», которую очень сочно исполнил Борис Михайлович Сичкин в дуэте с сестрами Роуз.

            Альбомы «SOS!!!» и «747» вышли примерно в одно и тоже время, ну, может быть, с небольшой разницей, их логично считать одним двойным альбомом… между собой они очень перекликаются – и по аранжировкам, и по саунду, и по настроению… Но, как мне кажется, тут и начинается новый виток в творчестве певца, новые времена, новые мечтания, новое настроение. В буквально смысле – у 54-летнего Токарева открылось «второе» дыхание.

            Эти пластинки – задокументированная картина того времени… те мысли, события, люди, даже аранжировки, которые в конце 1980-х – начале 1990-х претерпевают свое звучание, в том числе с развитием техники и ее доступностью в СССР. Я имею ввиду, импортной музыкальной и звукозаписывающей аппаратуры, не самопалы «под фирму», которую делал и за которую пострадал тот же Александр Новиков. А полноценной профессиональной…

            Отмечу только один шедевр, на мой взгляд, из пластинки «SOS!!!» — это песня «Нищета», я бы поставил в один ряд с такими хитами артиста, как «Журавли», «Гитара с треснувшею декой» и «Я – мальчишка седой».

            Оба альбома в период с 1988 по 2021 издавались четыре раза на CD и LP.

«Почему евреи уезжают?», 1992 г.

            1989- 1991 – время для Вилли Токарева были очень напряженные и плодотворным, только в первый год он дал около семидесяти концертов по всему Советскому союзу. Артист собирал стадионы по всей стране, как по мановению волшебной палочки – и это было не просто так, артист много лет вольно или невольно готовил почву для этой всенародной любви и узнавания. Он не раз потом сам рассказывал в интервью, как щедро раздавал в ресторане кассеты советским морякам, которые тайком приходили на его концерты в Нью-Йорке. Тут сработал великий постулат шоу-бизнеса: кинь назад, чтобы найти впереди. Как грамотный шоумен и продюсер Вилли Иванович торил себе дорогу в СССР, еще не зная, когда и как он туда вернется… мне кажется, он верил в эту возможность задолго до первых гастролей…

            В 1992 году шансонье записывает в свой американской студии довольно интересный альбом – «Почему евреи уезжают?». Это был очень нестабильный и сложный период в России: только что прошел путч 1991 года, магазины пусты и некоторые люди поехали от безнадеги за границу. По сути дела, это и отражено в песнях Токарева того периода. Он продолжает гастролировать по стране, собирая полные залы и тогда у него начинает зреть мысль вернуться в Москву. Он прекрасно понимает разницу количества аудиторий России и США, сравнение не в пользу последних.

            В альбом «Почему евреи уезжают?» вошло десять композиций… В 2006 году артист издает CD «Здравствуй, Израиль!», куда войдут и эти композиции, а также новые и старые песни, всего двадцать одна песня. В работе над проектом примет участие и Ирина Ола, о которой я упоминал ранее.

            И 1992 год становится для Вилли Токарева началом эпохи авторских сборников, когда в альбом писалось несколько новых песен, а потом добавлялись старые. Возможно, на не понять всю задумку мастера, но в дальнейшем такие проекты будут кормить артиста до последних его дней. Тогда вышли MK «Нью-Йорк – Москва» и «Летят перелетные птицы» — здесь он, практически впервые, запел чужие песни, в том числе советских композиторов… СССР уже не было, а он вдруг возрождает забытую советскую классику. До «Главных песен о главном» оставалось еще почти десять лет…

1994 год…

            Да-да, здесь я ставлю не название альбома, точнее – альбомов, а год… он был для Вилли Ивановича Токарева юбилейным – маэстро исполнилось 60. И он в тот год выпустил два номерных альбома: «Россия есть, была и будет» и «Здравствуй, любимая женщина!».

В первый вошли песни социальной направленности… как у акына – что вижу, то и пою. Тут Токарев в очередной раз стал трубадуром эпохи, с которой все прощались – СССР уходил в небытие и многим (наверное, и Вилли Ивановичу тоже) было непонятно, страшно и грустно, что великая эпоха СССРа закончилась. Его это беспокоило и он хотел рассказать об этом слушателю, что он с ним, что он тоже все видит и понимает.

            Второй альбом – лирические песенки, даже включил две из времен своей советской молодости – «Мурманчаночка» и «Саночки», их с успехом в 1960-е исполняли звезды советской эстрады.

            И в том же году последовали сборники – «Дорогие имена», «Брайтонское танго», «Брызги шампанского» (относительно жанровый альбом) и «Нью-Йорк – Москва».

«Прощай, Нью-Йорк», 1995 г.

            В 1995 году Вилли Токарев записывает альбом «Прощай, Нью-Йорк», посвящение городу, которому он отдал 21 год своей жизни… Записывал он его на стадии Дмитрия Соболева в «большом яблоке» (NY), талантливого звукорежиссера, у которого записывались многие певцы-эмигранты… в работе принимало участие несколько музыкантом, в том числе старший сын Вилли Ивановича – Антон Токарев.

            Диск по-настоящему токаревский – темы эмиграции, несколько юмористических песенок, широко «раскрыта» тема братвы – пришло их время и шансонье это тонко почувствовал… он вообще как-то всегда схватывал на лету веяние времени, нет-нет, не конъюнктуру, а именно флер, настроение приходящей эпохи, да и уходящей тоже. Он всегда был искренен в своих текстах, не кривил душой, не гнался за модой… просто он так видел.

            Этим альбомом он попрощался с городом, который искренне любил, знал, понимал, где стал мега-знаменитым, где у него оставались родные и близкие люди… Он переехал в Москву навсегда и бесповоротно, здесь он женится в последний раз и у него появится двое детей.

Диск издавался дважды – в США и России.

«Слухи», 1996 г.

            Этот альбом Вилли Токарев делал сам  — программинг, аранжировки, сведение, клавишные… и прочее, и прочее, и прочее.

            Скажем честно, это был последний номерной альбом музыканта, вроде как, и неплохо, но вот задора и огня уже не было… ровно, точно, выверено и ожидаемо.

            Публика ждала от маэстро новых хитов, хулиганских зажигательных песен, может быть, какой-то сатиры или юмора… а здесь – преобладание лирики, пусть и хорошей, но лирики.

            Как это было не печально, но эпоха самого Вилли Токарева, если не закончилась, то дальше шла ровно и спокойно, без каких-либо всплесков и умопомрачительных хитов. Были концерты, новые сборники и работа с инструментальными вещали, песни на стихи Пушкина и Лермонтова… но это было все потом.

Михаил Дюков специально для сайта blatata.com

И немного о виниловых пластинках Вилли Токарева… Дискография будет выглядеть примерно так:
— «А жизнь – она всегда прекрасна» (1979, 2014)
— «В шумном балагане» (1981, 2015, 2021)
— «Над Гудзоном» (1983, 2015, 2022)
— «Детская пластинка» (1987)
— «Над Гудзоном» (1990, фирма «Мелодия») – сборник, тринадцать тиражей
— «Золото!» (1984, 2015)
— «Ах, Сочи, Сочи…» (Русский диск, 1990)
— «Водочка» (Апрелевка, 1993)
— «Козырная карта» (2019)
— «SOS!!!» (2021)
— «747» (2021)
— Вилли Токарев «U.S. Albums Collection ’79-’84» (Россия, 2015) – 4 диска

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest