О концертах Владимира Высоцкого в Казани
Фото: В.Высоцкий в Казани октябрь 1977 г.
Итак, гастроли Высоцкого в Казани проходили официально с 12 по 18 октября 1977 г.
В наш город Владимир Семёнович приехал из Москвы на фирменном поезде «Татарстан» со своим администратором Владимиром Гольдманом. Поселился в гостинице недавно открывшегося Молодёжного центра в обычном номере. Там же в концертном зале и во Дворце спорта проходили его выступления. Со слов журналиста Ф.Феликсона, он был прост в одежде и общении. На личный вопрос: « Правда ли, что Ваша жена – Марина Влади?» достал из куртки паспорт и показал всем штамп о бракосочетании с французской актрисой. В Казань Высоцкий приехал после репетиции «Гамлета», где сильно простудился. Накануне выступлений он обратился за помощью к Юрию Алашеевскому, работавшему в то время спортивным врачом в бассейне Молодёжного центра. Владимир Семёнович жаловался на неважное самочувствие – побаливало горло, беспокоила небольшая температура, насморк. Доктор поставил артисту диагноз «ОРЗ», прописал лекарства и физиопроцедуры, которые артист принимал в медпункте Молодежного центра. Благодаря лечению не были отменены многочисленные концерты и Высоцкий выдержал напряженный график гастролей, ведь он давал по четыре концерта в день почти неделю в переполненных залах.
Фото: В.Высоцкий в Молодёжном центре октябрь 1977 г.
Был ещё один забавный случай. Высоцкий всегда выходил на сцену с немного расстроенной гитарой. Профессионалы думали: может быть, он не слышит, что у него гитара расстроена? На гитаре он шустро шпарил, а вот насчёт того, что он знает ноты, многие сомневались. Наш руководитель Дима – царство ему небесное, умер в тюрьме – решил Высоцкому помочь. Перед началом концерта, пока не было Высоцкого, подкрался к гитарке (Владимир Семёнович так свой инструмент называл) и быстро настроил как надо. Высоцкий вышел, исполнил первую песню. И вдруг призадумался: чертовщина, какая то! Тут же при всех стал гитарку свою вновь расстраивать. Ну, все профи в трансе. Грешат по- чёрному на Высоцкого: мол, у него вообще слуха нет… Дима наш едва не плачет: так обидно за хорошего человека стало. Улучшив момент, в перерыв снова нырк к гитарке, опять настроил. Высоцкий вышел на сцену. Один аккорд взял, другой, тут же со сцены громко сказал: «Если кто ещё хоть разок мою гитарку подстроит — получит по морде. Ясно, нет?». И почему-то выразительно посмотрел на меня. Тогда все с облегчением вздохнули: со слухом у любимца публики всё оказалось в порядке. Видимо, слегка расстроенная гитара изумительно гармонировала с доверительной хрипотцой артиста».
На фото: В.Высоцкий во Дворце спорта октябрь 1977 г.
Также для газеты «Комсомолец Татарии» Высоцкий дал интервью журналистам В. Герасимову и Ф. Феликсону. Большой удачей стало что его опубликовали, что случалось не часто. Хочу представить его вашему вниманию.
Владимир Высоцкий: Ценю в человеке творца
В Казани с успехом проходят гастроли артиста театра и кино, автора и исполнителя песен Владимира Высоцкого. Предлагаем читателям беседу с ним.
— Владимир Семёнович, как Вы пришли в искусство? Ваша первая роль в театре, в кино? Ваша первая песня?
— Об этом долго рассказывать. Простых путей в искусстве нет. Впрочем,
Внешне моя биография довольно банальна: полгода проучился в строитель-
ном институте, понял – не то. И, пожалуй, никто не удивился, что, оставив
его, я поступил в студию МХАТа. Всегда увлекался театром, участвовал
в институтской самодеятельности.
Окончив студию, сменил несколько театров. Наконец, в 64-м году нашёл
единственный, свой, скоро ставший родным – московский Театр драмы и комедии на Таганке.
Первой работой на его подмостках была роль Галилео Галилея в брехтовской пьесе.
В кино настоящим дебютом считаю роль поручика Бруснецова в фильме
«Служили два товарища». Снимался в кино и до этого, но моими героями были какие-то разбитные парни: солдаты, матросы, шоферы. Роли развлекательного характера – не мои.
Что касается песен – пишу их давно. Написал уже более семисот, а вот
первую назвать нелегко…
— Легко ли Вам удаётся сочетать в себе автора и исполнителя?
— Когда дело касается моих стихов, тут всё просто: я их пишу, я их и пою.
Других песен я не исполняю и свои никому не доверяю. Исключение – «Утренняя гимнастика», которую поёт Анатолий Папанов.
Авторская песня – особая песня, это, прежде всего – стихи, донесённые до слушателя, стихи нараспев. И здесь мне помогает гитара. Владей я другим инструментом, наверное, играл бы на нём, но играю только на гитаре.
Может быть, мои песни могли бы совсем неплохо петь и другие певцы. Но никто не споёт их так, как автор. Да и песни эти – не для эстрады. Мои песни не менее важны для меня, чем кино и театр. Работа на сцене, в кино – всё-таки исполнение чужих замыслов. Хочется сказать своё, быть автором.
Главный режиссер нашего театра Юрий Петрович Любимов уважает в актёрах именно авторство, а не исполнительство. Кстати, он был первым, кто назвал мои стихи поэзией, ввёл мои песни в спектакли. Они звучат там не как
Момент музыкального оформления, а как живая, неотъемлемая часть спектакля.
— Вы играли множество ролей, но об одной из них хочется говорить особо – это Гамлет. Больше трёх часов непрерывной работы на сцене – и всё на одном дыхании…
— Это одна из самых любимых моих ролей. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз до предела. Иногда, кажется – нет, это в последний раз, больше не выдержу…
Я не играю принца Датского. Я стараюсь дать современного человека. Да,
может быть, — себя. Но какой же это был трудный путь – к себе. Одну только сцену с отцом Гамлета Любимов пробовал в девятнадцати вариантах! Он заставил меня раскрыться полностью, когда казалось уже – дальше некуда…
— Кого из актёров Вы цените больше всего?
— В театре – Михаила Ульянова. Из иностранцев – Лоуренса Оливье. А если говорить о кино, то это, несомненно, Борис Андреев, Николай Крючков, Пётр Алейников. Они первые создали в кино настоящий русский характер. Крючков – в «Парне из нашего города» — монолог произносит так, что ком в горле стоит, хоть слова – то казённые.
— Расскажите о Ваших планах …
— Собираюсь играть, писать стихи и может быть, даже прозу, писать песни, петь, может быть, снять фильм – хочу многого, всё хочу. Не люблю, когда люди не тратятся.
Очень скоро наш театр будет представлять советское искусство в Париже. Везём во Францию «Мать», «Десять дней, которые потрясли мир»,
«Гамлета».
— Ваши впечатления о Казани?
— Самые хорошие. Когда собирался сюда на гастроли, многие друзья говорили: «Не пожалеешь, хороший там народ». В Татарии я не впервые: был
На КАМАЗе и уже оценил гостеприимство. И сейчас выступаю с большим удовольствием. Думаю, это не последние наши встречи.
городе этот великий человек больше не появился. Точнее, не успел. Сказать, что жаль – не сказать ничего. Что ж, будем ждать рождения нового Высоцкого? А вдруг….
Владимир Урецкий. г. Казань, декабрь 2009 г.