Теодор Бикель о записи альбома Песни русских цыган

Мне часто задают вопрос, когда я исполняю народные песни различных национальностей на концертах или неофициальных встречах: «Какие песни...

Шансон: Тасуются тузы и короли…

Традиционно 2006 год завершен и традиционно можно посчитать «вершки» и «корешки» жанра, которому никак не могут дать одно,...

Борис Рубашкин – засланный казачок

«И ни сколько мы с тобой не постарели, Только волосы немного побелели, Отшумят и отпоют свое метели, Снова...

Александр Федорков: «Хорошая музыка не должна оставлять равнодушным…»

ФЕДОРКОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (р. 10.09.1963 г.) – музыкант, аранжировщик, исполнитель в жанре русского шансона родился в Москве. Параллельно...

Михаил Бурляш: «Надеяться надо на лучшее – мысль материальна…»

Михаил Бурляш находится в заключение уже не первый год, но это никак не мешает ему писать и издавать...

10 лучших альбомов Ивана Кучина

В 2023 году исполняется 38 лет с того момента, как Иван Кучин написал свою первую песню, как рассказывал...

Михаил Шелег: «Шансон – это уже явление культуры…»

Михаил Шелег, русский шансонье, проживает в Москве, первые альбомы записал на студии Стаса Ерусланова. Его песня «По Садовому...

Интервью Виктора Слесарева за месяц до смерти

Напомню, что Витя родился в Волгограде, жил в Риге и начал петь в Саратове в ресторанах. Эмигрировал в...

Александр Калецкий: «…я уверен, что рано или поздно я выступлю на Родине»

…В американской газете «Новое русское слово» от 13 февраля 1977 года в заметке, подписанной Т. М. можно было...

Михаил Иноземцев о встречах со Стасом Еруслановым в Одессе и Питере

ЗНАКОМСТВО Апрель 1994 год. От питерского коллекционера Юрия Латышева, с помощью которого я постоянно пополнял свою фонотеку, узнаю,...

ILO-сердце: восклицательный знак на Международном цыганском фестивале

В программе Международного цыганского фестиваля, проводимого в Стокгольме, были представлены цыганские коллективы и солисты из Прибалтики, Румынии, Финляндии,...

Юрий Белоусов: “Я хочу, чтобы мои песни услышали люди…”

(интервью для радио «Шансон — Калининград») Юрий Белоусов– автор исполнитель, проживает в Калининграде, записал уже три диска, останавливаться...

Борис Рубашкин: Я бы повесил парт-секретаря хутора, где жил мой отец

7 декабря в Центре делового сотрудничества состоялся концерт всемирно известного исполнителя русских песен, русского австрийского певца Бориса Рубашкина....

Татьяна Кабанова. Почувствовать себя Муркой

МНОГИЕ ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛИ ЭТУ АКТРИСУ В ВИДЕОКЛИПЕ, ПРЕДСТАВЛЕННОМ НА ФЕСТИВАЛЕ ВИДЕОКЛИПОВ «ПОКОЛЕНИЕ-98». ЕЕ НЕПОВТОРИМЫЙ ВИБРИРУЮЩИЙ ТЕМБР, ИСПОЛНЯВШИЙ «С...

Владимир Шандриков. Человек – творение штучное

(О Владимире Шандрикове, его жизни и творчестве) «А правда, что Шандриков жив? Если — да, то почему ничего...

Анатолий Таволжанский: Шансон – это русское кантри…

ТАВОЛЖАНСКИЙ АНАТОЛИЙ – автор и исполнитель, родился и проживает в Луганской области. Во время учёбы в Луганском мединституте...

Александр Дюмин: «Шансон – это песня наших дворов и улиц»

— Александр, сразу начну с легенды…. Звучит она примерно так: однажды в Москве появился молодой парень, звали его...

Жека: «Шансон – это честный жанр…»

— Расскажи, какой концерт запомнился тебе на всю жизнь? — Тут надо разделить, что есть концерты-«солянки», когда работаешь...

43 года без Аркадия Северного…

…Вот и все. Отшумел, отбузил навсегда, Отлюбил, сколько смог и отплакал, страдая. Небосклон зачеркнула шальная звезда, В путь...

Студия «Ночное такси» отмечает 35 лет

В ноябре 2020 году Студия «Ночное такси» отметил свое 35-летие, юбилей не большой, но приятный… не так много...

Виталий Кочетков: «Творчество повышает и укрепляет либидо к жизни…»

— Виталий, пролетел почти год с выхода твоего альбома и вот ты уже выпускаешь новый… О чем он? Какие песни туда вошли?
— Год пролетел, как один день. Спасибо Богу и близким людям – этот период, можно записать в хороший актив. Если к первому альбому подход был скорее романтическо-лирический, то альбом «Спасибо, сердце!» — лирико-драматический. Приоритеты остались те же: красивая лирика, не банальная мелодия, современный «классический» ритм, в девяноста процентах использованы живые инструменты. Я никому ничего не хотел доказывать, наказывать, убеждать и «лечить». Хотел лишь провести через весь альбом главный лейтмотив – любовь спасёт мир. Любовь, кстати, понятие не банальное.
Большая часть композиций на пластинке была написана в соавторстве с «королевой томской поэзии» Анной Савченко и Оксаной Ярошенок — поэтессой, лауреатом международного российско-белорусского конкурса, посвященного творчеству Константина Симонова, автором нескольких сборников стихов на белорусском языке, среди них: «Я целую», «Пропажа», «Аэропорт», «Хочется» и другие.
Кроме того, в «Спасибо, сердце!» вошли хиты «золотого фонда» российской эстрады «Темная ночь», ремейк «Очи черные», концептуальная композиция «Природа-мать» на стихи Некрасова («Надрывается сердце от муки…»)
Песня «Flying like Ikarus», написана одним из лучших англоязычных лириков Беларуси — Виктором Руденко, который вдохновился моей белорусско-язычной песней «Быццам Iкары»(Оксана Ярошенок).
Очень красивая романтическая песня «Осенний джаз», на стихи смоленской поэтессы Ирины Майской. С ней тоже «завязался» творческий роман, и у нас уже около десятка песен в демо-версиях.
На многие песни сняты и сделаны клипы, которые выложены на Ютюб. И при введение «ключевых слов» — Виталий Кочетков – можно и прослушать, и посмотреть.
Вообще география поэтов расширяется, да и в «гендерном плане» начинаются подвижки. Уже появилось несколько очень интересных песен в соавторстве с мужчинами, которые войдут в следующий альбом.
«Спасибо, сердце!» — я так назвал свой альбом, а потом удивился: у Утесова тоже была пластинка с таким названием. И после многочисленных попыток поиска названий – остановился на этом.

— Вы написали музыку почти ко всем песням, у Вас есть музыкальное образование или «душа поет»?
— И образование, и душа, и жизненный опыт – всё имеется. В музыкальном плане «тянет» в сторону хороших зарубежных аналогов – Стинг, Шарль Азнавур, Бодди Холли, Эми Вайнхауз. За год «по многим позициям и направлениям» (стихи, музыка, жанр, манера, тематика, исполнительское мастерство) шло наступление, развитие, переосмысление, переоценка… отмеривание, «обрезание» и опять переосмысление. Если раньше многое в «творческом цеху» мне было в диковинку, то сейчас на многие вещи, часто «бытового творческого характера» розовое напыление цинично удаляешь.

— С кем из аранжировщиков Вы работаете?
— Поиск своего звука, саунда, и как следствие – аранжировщика, всегда непростая задача, для тех музыкантов, которые поставили себе задачу выделиться из моря современной музыки и стать оригинальным. Мне в это задаче помогают музыканты и Беларуси и России. В Беларуси я сейчас сотрудничаю с Сергеем Антишиным, блестящим гитаристом виртуозом, Заслуженным артистом Республики Беларусь. Со стороны России меня поддерживает Александр Федорков, мульти-инструменталист, Заслуженный артист России, вот его слова: «Мне представляется творчество Виталия интересным, самобытным и непохожим на серую массу песен, звучащих отовсюду. Он обладатель узнаваемого голоса, ни с чем не сравнимой манеры исполнения, и это, на мой взгляд, залог его успеха».
Вот-вот выйдет из студии совместная работа с талантливым земляком, композитором, аранжировщиком – Юрием Шелегом. Этот новый этап творчества, который подразумевает некоторый отход от камерности и «выход в народ». Композиция «Милый март», которая была представлена в альбоме «Со мною любовь»(2012), в камерном акустическом гитарном варианте – будет звучать с тромбонами, трубами, саксофонами.

— В последний год Вы много бываете в России, каковы Ваши личные впечатления от зубастого или мирного российского шоу-бизнеса?
— Как писал Ричард Брэнсон «Теряя невинность»: «Есть две философии – западная и восточная. Западная — рассчитывает на моментальные выгоды, восточная рассчитывает на века». Наверное, я — более восточный человек. Москва – более западный город… Хотя и отношения у меня с Россией сложились хорошие. Я бы сказал словами Бодрова Сергея – «Большой город. Слабые люди». Но в тоже время Воланд говорил: «Обычные люди. Любят деньги».

— Какие уроки Вы вынесли для себя из поездок за это время, что дало Вам общение с людьми? Я знаю, что Вы принимали участие в различных фестивалях, видеосъемках и передачах на радио…
— Большой опыт, много знаний. Хотя, чем больше узнаешь, тем больше сомнений. Конкуренция в шоу-бизнесе большая, а так как люди среднего возраста, к которым отношу и себя, в России «подвержены бытовой суете», то, конечно, с продвижением творчества на данную «возрастную аудиторию» есть вопросы. Люди или много работают, и на «себя» — уже остается мало времени, или «подвержены влиянию» различным причинам…и быстро устают.
Но эта тенденция проявляется во всем. Конкретно в цифрах, которыми владею. Сравниваю – Чехию и Беларусь. Так вот в Чехии в тридцать раз больше играющих, зарегистрированных шахматистов, чем в Беларуси. Имеется в виду взрослых людей… Я думаю соотношение и в других видах спорта, культуры, театра и так далее, может и того хуже.
Просто надо доносить людям, что – жизнь прекрасна не на словах…

— Как бы Вы сами определили тот жанр и тот стиль, в котором Вы поете?
— Ты как-то приклеил – минский Митяев… Многим журналистам нравится. Я тоже без обид.
А если по серьезнее, то городской романс с различными «международными включениями»… латины, босо-новы, кантри, регги.

— Я знаю, что содержание дисков, которые Вы выпустите в России и Беларуси будут отличаться по содержанию, если не секрет, в чем причина и чем будут различаться?
— В какой-то момент решил перепеть хорошие песни по-своему. Была выбрана эпоха золотой советской эстрады. Утесов, Бернес, Герман… Коснулся авторского права. Оказалось, что в Беларуси песни переходят в общественное достояние после 50 лет со смерти последнего автора. Была произведена «отборка песен»… Переработка, аранжировка, запись… и небольшой скандал в России. Оказывается в России в отношении «свободного достояния» действует рамки – 70 лет со смерти последнего автора. Интересно, что с «живыми» правообладателями легче договориться, чем с «мертвыми» их приемниками… Иногда правами на песню владеют «во втором колене внучатые племянницы», которые являются законными правообладателями. Так вот на одну песню, изначально включенную в альбом, одна такая законная правообладательница, имеющая 1.49% прав на произведение «попросила» — 40000 рублей…
«Спасибо, сердце!» выходит без «Сердца», но с «Болью» (такая песня) А в Беларуси с «Сердцем», но без «Боли». Маленькая игра слов.

— Почему Вы взяли в свой репертуар «Темная ночь» и «Спасибо, сердце»? Не страшно петь после мэтров советской эстрады, не боитесь, что начнут сравнивать?
— Я в каждую «вечную» песню могу привнести новое оригинальное прочтение. Есть риск, что могут «аксакалы порвать на части», за излишнее вольное прочтение и переработку.
Но я бережно и с любовью это делаю, и, судя по отзывам – процент «недовольных» достаточно не велик. Так получилось и с «Темной ночью». Её перепевали уже сотни раз.
Но… Время двигается, язык развивается… темпо-ритм речи – тоже не очень заметно меняется. А предыдущие прочтения песни были, на мой взгляд, «классически закостенелыми».

— Ваше личное мнение, почему эти песни так живучи, почему они не ушли с советской эпохой, почему они и сегодня находят такой эмоциональный отклик и у молодого поколения?
— Буду более прозаичен. Песни хорошие – слов нет… Но… Даже Утесов пел, пел… и мало кто его знал, покуда он не попал в фильм «Веселые ребята». Сколько выпускалось фильмов в 30-е годы? Сколько было ТВ каналов в двадцатом веке?
Я к тому, что раньше было и творческого материала не так много, и средств «музыкальной дистрибуции» — по пальцам пересчитать. Достаточно было хорошей песне попасть в хороший фильм, или «топовую передачу» — «Утренняя почта»(например).
А что сейчас? Тысячи радиостанций, сотни ТВ-каналов, интернет… На популярном песенном портале дистрибуции музыки «Топ-хит», каждый день появляется 7-8 новых песен… Умножьте это на год. Попробуйте «завоевать сердца», с таким объемом «выплеска творчества!»
Поэтому, не надо приуменьшать «былых авторов и песен», но не надо и канонизировать. Это просто есть.

— Что Вас вдохновляет и в творчестве, и в жизни?
— Наверное, разносторонние интересы помогают генерировать либидо к жизни. Хотя, если не правильно пользоваться даруемой Богом энергией, то можно «распылиться» и «замельтишиться». Допускаю, что шахматные мозги позволяют удачно отделять главное от второстепенного, и это с учетом цейтнота всей жизни. И опять же, не хочется никого «лечить», — каждый должен понять прежде всего себя, чтобы не делать в жизни много глупых ходов. Словосочетание «много глупых» — одно из ключевых… Жизнь допускает право на ошибки. К счастью – иногда в этом и есть прелесть жизни. Не зря одна героиня поет: Обмани меня! Обними меня! И уйди…

— Традиционный вопрос – планы на будущее, чем порадуете поклонников в ближайшее время?
— Как иногда пишут обо мне, как об «адепте тантрического секса», то планы на будущее – не потерять «тантрическое либидо», если по-русски – желание жить, любить, быть любимым на многие годы. А если будет желание – жить и любить, то и желание творить и дарить радость творчества людям не иссякнет. В планах плотная концертная и фестивальная деятельность, написание новых песен, запись видео, клипов. Есть интересная задумка объединить некоторые песни в музыкальный спектакль, потому как многие песни имеют ярко выраженную лирико-драматическую направленность. Вот кстати, и драматургов-сценаристов приглашаю придумать идею, сюжет на мои песни. Минский областной драматический театр заинтересовался идеей, и если «придумаем» спектакль, то есть возможность реализовать на сцене. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю поучаствовать в судьбе возможного спектакля. Любой творческий человек, прослушав мои песни, может придумать интересную историю, связав их воедино, что станет основой будущего музыкального спектакля. Могу «добавить» и поэтам… Я открыт для сотрудничества. Но… Песни – как дети. Это и в моральном и материальном плане. Многие творческие люди видят только верхушку айсберга – «топовых» успешных артистов, их гонорары, судьбу их успешных песен. Наверное, мало знают и понимают тот объем работы, который привел их на олимп. Каждая песня нуждается в «доработке» (аранжировка, запись, исполнение, оплата работы музыкантов, снятие клипа, использование и т.д.) и «пристройке»… в альбом, сборник, артисту какому-нибудь… Многие хотят всё и сразу… и не обременяя себя чем-либо. Иногда необходимо и размышлять и делать выводы, — если есть желание продвигать своё творчество.
Мои дальнейшие планы корректируются с периодичностью – каждый день, поэтому конкретика по датам — быстро «устаревает».

— Чтобы Вы пожелали читателям этого интервью и вообще своим слушателям?
— Раз уже дочитали до этих строк, то читателю объяснять, что творчество и песня имеют великую силу – нет необходимости. И всё же… Больше времени уделяйте культуре, потреблению культуры. Это как чистый воздух, в бытовой суете. И опять – всем больше желания жить и любить. Меньше думать о деньгах, и больше получать моральных удовольствий в жизни. А если устали от этих наставлений – больше гулять на свежем воздухе, больше смотреть… и меньше в это время думать.
Беседовал Михаил Дюков, специально для сайта «Классика русского шансона»

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest