Подпольный винил Руслана Богословского

Честно говоря, и не знаешь, – как писать о Руслане Богословском после того, что уже написал о нём...

Виктор Шульман представляет…

За десятки лет русские американцы привыкли, что кого-бы не представлял импрессарио Виктор Шульман, это будет встреча с настоящим...

Николай Озеров: «В зоне тоже сидят люди и им тоже нужны песни …»

ОЗЕРОВ НИКОЛАЙ (р. 19.05.1979 г.) — автор-исполнитель. В 13 начал осваивать гитару, пробовать себя в поэзии, написал первые...

Слава Вольный: Одессит с цыганской душой

Иногда я задавал себе вопрос: «А зачем таким людям как Дина Верни было петь махровый блатняк?» Ответ оказался...

Теодор Бикель о записи альбома Песни русских цыган

Мне часто задают вопрос, когда я исполняю народные песни различных национальностей на концертах или неофициальных встречах: «Какие песни...

Татьяна Лебединская: «Я живу две жизни….»

ЛЕБЕДИНСКАЯ ТАТЬЯНА – поэт и композитор, родилась в Москве. Стихи начала писать в возрасте 13 лет, окончила Московский...

Олег Фриш – человек шоу-бизнеса

Судьба талантливого человека всегда нелегка. Путь к славе тернист и добиться признания в шоу-бизнесе бывает непросто даже обладателям...

Студии звукозаписи, русский шансон

Александр Викторович Фрумин, несмотря на свой (скажем так) достаточно молодой возраст, является одним из основоположников индустрии «Русский шансон»....

Возвращение Кости Беляева

Вот уже не один десяток лет его незабываемый голос радует любителей веселых и озорных одесских песен. Иногда хулиганских,...

Татьяна Кабанова. В ожидании встречи с Марлен Дитрих

О том, что в Петербурге есть театр «Попугай Флобер», не знает почти никто, хотя имя хозяйки этого театра...

Александр Дюмин: «Шансон – это песня наших дворов и улиц»

— Александр, сразу начну с легенды…. Звучит она примерно так: однажды в Москве появился молодой парень, звали его...

Рудольф Фукс: Со временем я расскажу всю правду

Летом 2002 года в Питере появился Рудольф Фукс… Давным-давно, еще в советские времена, этот человек был для многих...

Рада Рай: «У меня цыганская кровь и русская душа»

У широкой публики имя «Рада Рай» вызывает в памяти образ красивой брюнетки, исполняющей лирический шансон, цыганские песни и...

Кто такой смотрящий

С давних времен за различными тюремными субъектами необходим был человек, который бы следил за порядками. Иногда таких людей...

ILO-сердце: восклицательный знак на Международном цыганском фестивале

В программе Международного цыганского фестиваля, проводимого в Стокгольме, были представлены цыганские коллективы и солисты из Прибалтики, Румынии, Финляндии,...

Мост, который достроил Жан Татлян

Жан Татлян… Поколению юных это имя, пожалуй, незнакомо. Зато те, кому за тридцать, хорошо помнят его песни. «Фонари»,...

Сестра Булата Окуджавы

А душа, уж это точно, ежели обожжена, Справедливей, милосерднее и праведней она… Сестра Булата Окуджавы Когда я пришла...

25 лет легендарному альбому Александра Розенбаума «На плантациях любви»

Осенью 2021 года исполнилось 25 лет со дня выхода диска Александра Розенбаума «На плантациях любви» — одного из...

Михаил Иноземцев о встречах со Стасом Еруслановым в Одессе и Питере

ЗНАКОМСТВО Апрель 1994 год. От питерского коллекционера Юрия Латышева, с помощью которого я постоянно пополнял свою фонотеку, узнаю,...

Студия «Ночное такси» отмечает 35 лет

В ноябре 2020 году Студия «Ночное такси» отметил свое 35-летие, юбилей не большой, но приятный… не так много...

Рудольф Фукс: Со временем я расскажу всю правду

Летом 2002 года в Питере появился Рудольф Фукс… Давным-давно, еще в советские времена, этот человек был для многих чем-то вроде героя старинных былин и мифов. То есть, вроде, он и существовал реально, но дела его тут уже обросли такой легендарщиной, что и сам он стал какой-то легендой. Уж и не верилось, что этот миф можно увидеть живьем. Да и как увидеть? — он и обитал уже на другой стороне планеты, для советского человека почти недоступной, — в Штатах… Но — времена меняются. Штаты становятся ближе, а Рудольф Фукс снова ходит по Питеру… И вот — этого персонажа героико-сюрреалистического эпоса Советских Времен можно теперь увидеть, и можно послушать из первоисточника рассказы о том легендарном времени… Клуб питерских коллекционеров на углу Лермонтовского и Римского-Корсакова: комнатенки, кажется, пришли ничуть не изменившись прямо из шестидесятых. Ни малейшего признака нового времени — те же крашеные в непонятный цвет стены, канцелярские столы, допотопные лампы… Самое подходящее окружение для человека, который, можно сказать, сам когда-то делал дух этих чумовых шестидесятых… Единственным диссонансом смотрятся в этом клубе россыпи компактов, но Рудольф Израилевич стиль держит четко. У него — винил, фирмовые диски со старым рок-н-роллом. Только теперь их не надо прятать от ментуры…

НАЧАЛО СЛАВНЫХ ДЕЛ
— Рудольф Израилевич, так как же это все началось?
— Первая «слава» пришла ко мне в 1960 году, когда в " Смене " и в «Крокодиле» напечатали фельетоны про «нехороших людей», которые в Питере торгуют левыми дисками. Вот там и я удостоился быть пропечатанным… Да не просто так — про Руслана Богословского, который руководил всем этим делом, написали пару слов, а меня объявили не меньше, чем «идеологом»: «Первый агент по сбыту — Рудька Фукс, студент вечернего Кораблестроительного института, в прошлом — сотрудник лаборатории „Русские самоцветы“… „Иное дело — Рудька Фукс. Он, как никак, интеллигент. И все, что он делает, может обосновать теоретически. По его авторитетному мнению, молодежи нужна новая духовная пища. Поэтому он не боится оставлять следов. Об этом ярко говорит его альбом, своеобразное евангелие рок-н-ролла“. Но мы тогда торговали не только рок-н-роллом. Даже в тех фельетонах перечислено: „Предлагают: “Четыре зуба», «На Дерибасовской», «Дядя Зуй», «Вот как проходят нашей молодости дни»…

— Судя по этим фельетонам, уже тогда на «костях» были блатные песни. А что за исполнители?
— Исполнителей не знаю, к сожалению. Я тогда еще в записях не участвовал, только продавал эти пластинки. Это должен знать Руслан Богословский, его фирма делала эти записи. Я помню только Сержа Никольского… Их кстати, было два — Никольских. А потом и я стал писать — Аркадия Северного. Познакомились мы случайно, его прислал ко мне Коля Браун — сын известного поэта Николая Брауна. А пришел ко мне Аркадий за «Лукой Мудищевым». Он пытался тогда изображать из себя опытного фарцовщика, и жаргон у него был соответствующий… Правда, фарцой он и впрямь занимался понемногу. А то, что он умеет петь, выяснилось случайно. У меня был магнитофон «Днепр», и я записал Аркадия просто для себя. А вот потом на фирме Руслана, — правда, сам Руслан тогда мотал срок, — мы с Борисом Тайгиным и Виктором Смирновым, звукорежиссером, сделали запись Аркадия под «шумовой оркестр». Это было в 1963 году.

— Проясните, пожалуйста, что это за запись?
— Запись это та, где в начале говорят: «Эх, люблю блатную жизнь! А вот воровать боюсь». Сопровождение было — два баяна, и саксофон, кажется. Музыкантов я не знал, их привел Смирнов. Тогда мы и придумали Аркадию псевдоним «Северный», это тоже Витя предложил. Не Бог весть что, конечно, — у Аркадия и так была звучная фамилия, но он сам не хотел, чтоб она светилась, боялся… Вот так он и стал Аркадием Северным. Мы близко подружились с Аркадием, он приходил ко мне домой, на Ропшинскую 25 почти каждую неделю и пел. Хотя это была коммуналка, соседи порой стучали в стену, могли и ментов вызвать. Но я его все равно часто записывал.

— Однако Михаил Шелег писал в своей книге, что после 1963 года Вы потеряли Аркадия из виду, и начали с ним работать только в конце 60-х… А сохранились ли те записи, которые Вы делали после 1963 года?
— Шелег заблуждается, ничего подобного я ему не говорил. А записи должны были сохраниться. Часть их я отдал Борису, не помню его фамилии. Он жил на набережной Макарова… Не знаю, жив ли он сейчас, во всяком случае, надо попытаться его найти. А вот другая часть записей пропала, наверное, безвозвратно. Дело в том, что когда я собирался уезжать в США, переправить ленты за бугор из Питера было невозможно. Свои записи оркестровых концертов Северного я отправил в Киев, а эти, ранние, отдал одному товарищу, который служил в Афганистане. Это было еще до афганской войны, у нас была большая дружба с Афганом, и там работало много наших специалистов. Этот товарищ возил в Афганистан холодильники, большими партиями. Вот в холодильнике и решили их переправить… И переправили! Но началась война, и все концы потерялись. Перерыв в наших записях был только тогда, когда Аркадия призвали в армию. Долго он потом рассказывал про свои «вьетнамские подвиги»… А в конце шестидесятых я познакомил Аркадия с Сергеем Маклаковым. Тут Шелег тоже напутал, никаким «левым» путем Маклаков на Аркадия не выходил. Маклаков тогда записал в исполнении Аркадия только «Луку Мудищева», других его записей той поры я не знаю. Сергей вообще был крепкий звукорежиссер, работяга, но вкуса-то особого у него не было. Никаких выдающихся программ он сочинить не мог, — вот и потом, в конце семидесятых под его «руководством» с Северным писалась чистая халтура. Я все-таки старался сделать похудожественнее…

ЛЕНИНГРАДСКИЙ «ОДЕССИТ»
— В конце шестидесятых Вы решили сделать с Северным знаменитые сценарные концерты. Как Вам пришла в голову такая мысль?
— У меня давно назревала идея сделать не просто записи блатных песен, а как-то их обыграть. Такая идея была просто востребована временем. Желание противостоять культуре официальной, с одной стороны; с другой — поддержать и поднять нашу подпольную, блатную… Аркадий, с его уникальной манерой исполнения, для этого подходил как нельзя лучше. Но, надо сказать, что сам Аркадий знал не так уж много песен, и, в основном, больше студенческих, дворовых, а не блатных. Когда мы начали записываться, я стал подбирать для Аркадия песни из своей коллекции. Коллекцию я собирал еще с юности, мне тогда попали в руки настоящие лагерные песенники. Потом и сам сочинял кое-какие… И вот, наконец, созрели эти «литературно-музыкальные» композиции. Только это был не конец 60-х, первую мы сделали в 1972 году.

— У Георгия Толмачева?
— Нет! Это Шмагин чего-то напутал. Толмачев много писал Высоцкого, это верно, но Северного я записывал у себя. На Ропшинской, а потом на улице Типанова — на квартире моей жены. А сочинял я эти сценарии… На ходу сочинял, в автобусах, придет какая-то мысль в голову — запишу. На кульмане писал, на работе — в «Ленпроекте»…

— И Вы сделали из Северного легендарного «старого одессита»…
— Да! Так я и задумывал. Сказать честно — я хотел сделать певца немножко в противовес Высоцкому. Чтоб и у нас в Питере была такая значительная фигура. Но в поэтическом плане с Высоцким тягаться было просто невозможно, поэтому я и старался сделать певца на колорите. Северному это удалось блестяще! Аркадий вообще был артистом от Бога, именно гением импровизации. Любую свою оговорку, ошибку в песне он мог так на ходу обыграть, что потом послушаешь — и кажется, что так и должно было быть изначально! А ошибался он часто, потому что пел все время с листа, первый раз видя текст. Но что удивительно — нужную интонацию песни всегда схватывал правильно! Это талант, конечно… Ну, и сценарии мне удались. В основном я все это выдумал, и кое-какие песни дописал. Вот, например, «Йозель». Именно Йозель, а не Йозеф, как стали потом петь. Так звали дядю моей жены. И мозоль у него была, и все об нее спотыкались. Вот я про это и сочинил песню. А изначально я знал с детства только припев «С добрым утром, тетя Хая». Северный спел эту песню про Йозеля, а потом, слышу — кто-то к этой песне дописал еще куплеты, и поют ее в ресторанах. Уже недавно, в Нью-Йорке, я решил замкнуть эту тему, и дописал еще один куплет, где Йозель уже попал на Брайтон. Хотя, может быть, кто-то еще и продолжит… Песня действительно стала народной.

«ОДЕССКИЕ» ТАЙНЫ.
— А как Вы начали в семидесятых делать оркестровые концерты?
— Первый мы сделали году в 1973-м. Был такой аккордеонист Костя, он собрал музыкантов, и я записал ту же блатную классику в исполнении Аркадия уже под ансамбль. За фоно сидел Саша Резник — очень сильный музыкант, он тогда играл в оркестре в ресторане «Астория». А вскоре этот Костя-аккордеонист погиб, и тогда записали концерт его памяти. Но на этот концерт, и на все следующие, музыкантов собирал не я, а Владимир Ефимов. Состав оказался очень удачный, ведь репетировать было некогда, но ребята были профессионалы, и с ходу делали сложные и красивые аранжировки.

— Значит, «Памяти Кости-аккордеониста» был первым? Вернее, вторым, — после того, что был с самим Костей? Внесите, ясность, пожалуйста, — какой же концерт надо называть «Первым Одесским»?
— Значит, так. Когда писали концерт с Костей, никто не думал, какое будет продолжение у этого дела, и никак его не назвали. Можно называть его «нулевым». Потом был «Памяти Кости» — первый. Потом — тот, где звучит «Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный!». Это — второй. Не знаю, почему его обзывают «Первым». Правда, тогда мы их еще не нумеровали. Только когда стали делать третий концерт, его уже прямо и назвали «Третьим».

— Значит, получается, общепринятый «Первый» — это второй? А почему на нем нигде не упоминается название «Четыре брата и лопата», которое уже было у ансамбля на концерте «Памяти Кости»? Может, поэтому его и считают более ранним?
— Не знаю, я старался, чтоб название ансамбля везде было озвучено. Вполне вероятно, что кто-то просто вырезал этот кусок при перезаписи. Непорядочных людей и тогда хватало… Многие, кстати, интересуются — откуда такое веселое название? Я его взял из какого-то старого одесского анекдота.

— Расскажите подробнее про этот «Первый-Второй Одесский». Шелег писал, что это записывалось в два сеанса, был первый дубль — репетиция, запись которого, вроде, никто никогда не встречал… Однако в нынешних фонограммах все же заметны два блока, несколько с разной оркестровкой. Ударник там звучит по-разному, «бэк-вокал» появляется…
— Нет, писали все за один раз, в актовом зале Ленпроекта. В феврале 1975-го. В этом зале акустика была довольно приличная, и рояль неплохой. Мой хороший знакомый, заведующий радиорубкой Леня Вруцевич, обеспечил аппаратурой, и запись прошла на высоком уровне. Насчет ударника даже не знаю… Помню, что на один из этих ленпроектовских концертов ударник вообще не пришел, и Аркадий отбивал ритм по газете. А писали этот концерт на три магнитофона, — Ефимов на «Яузу», я — на «Днепр-11», а Вруцевич — на «Тембр», студийный магнитофон. Длительность ленты у всех была разная, получились разные варианты. В дальнейшем, вероятно, при перезаписи делали и разные компоновки… Вот «Пропил Ванька» вообще пропал в тех фонограммах, что ходили по Союзу. Я его выпустил в Нью-Йорке на сборном диске. А «бэк-вокал» — это что? — те идиотские реплики по ходу песен? Это Ефимов старался, портил фонограмму. Правда, портил он только свою, ведь это и записалось только на его ленту.

— Но все равно остаются неясности! Можно услышать там и третий «блок» — в самом конце появляется электрогитара — в песне «Постой, паровоз». А после нее — идет песня «Клен» под ту же гитару, правда, этот «Клен» сохранился только в фонотеке Игоря Ефимова в Киеве. Может, был все-таки дополнительный сеанс? Давайте уже раскроем все «одесские» тайны!
— Действительно, был «Клен»! Не думал, что он еще где-то сохранился… Но дополнительных сеансов не было, это фантазии уже… — Но там же была не студия, и писали Вы все чёсом… Гитара лежала с самого начала подключенной, а усилитель — настроенным, дожидаясь последних песен? — А что тут особенного? Рабочий момент… На гитаре играл скрипач Сема, я помню, как забирал у него скрипку, и подавал гитару. Так и играли. Я бы и сам сыграл, но я мог только на ритме, соло у меня не очень получалось. Откуда ж я знал, что через тридцать лет это будет предметом научных исследований? Знал бы — обязательно нумеровал концерты, начиная с Костиного. А так начали только с Третьего. Так мы и писали в Ленпроекте эти одесские концерты, всего их было четыре.

— Считая «Нулевой»?
— Нет, я же сказал, его никак не считали!

— Вот это да! Значит, кроме «Памяти Кости», «Второго-Первого», и «Третьего» был еще один Одесский концерт, которого ни у кого нет?
— Об этом, пожалуй, Валентин Шмагин расскажет толковее. У меня сейчас каталогов нет.

— Так не с него ли обломок — эти песни под электрогитару?
— Нет, вряд ли. Все это было на втором концерте, в том числе и гитара!

— А как же этот великолепный проект вдруг прекратился?
— Причина была банальная и трагическая. Погиб в автокатастрофе Леня Вруцевич, и больше мы не могли делать записи в «Ленпроекте».

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ РОКЕР
— Вы еще работали с Северным в дальнейшем? Расскажите про другие свои проекты…
— Самый грандиозный проект состоял в том, что я познакомил Северного с Жорой Ордановским и его рок-группой «Россияне». Я писал тогда для «Россиян» текст рок-оперы. Северный спел с ними пару песен, и получилось это настолько великолепно — мурашки по коже! Но запись не удалась, это было в какой-то котельной, акустики никакой. Я пригласил на эту запись Сергея Маклакова, так он просто плюнул на все, и уехал. Я еще побился немного, но ничего не получилось… Кстати, никакой конфронтации с Маклаковым у меня тогда не было. Я всегда приглашал его на свои записи. А потом я организовал еще несколько концертов Северного с братьями Жемчужными. Вот тот, где слышен детский голос — это голос моей дочери. А также — посвящение 85-летию Вертинского, и «На проспекте 25 Октября». Но хочу сказать еще несколько слов про «Третий Одесский». Там было много оригинальных песен — моих песен… «Вернулся-таки я в Одессу», «Скокарь», «Я родился на границе», «Сидели мы с Кирюхой», и еще несколько. Песни сразу стали популярны, в тот же год Костя Беляев спел некоторые из них в Одессе у Ерусланова. Между прочим, в первоначальном проекте этого концерта планировалось гораздо больше моих песен, но не удалось все осуществить… Осталась вот только тетрадка, в ней много сценариев — и осуществленных, и оставшихся планами; и тексты песен. Надо бы это опубликовать… Кстати, Аркадий не мог правильно поймать мотив песни «Я родился на границе», пришлось мне петь с ним дуэтом, задавать тон. — А где вы еще пели? — Иногда подпевал Аркадию в гитарных концертах. И потом еще пел на некоторых. На концерте, посвященном 85-летию Вертинского, пел свою песню-вступление «Мы барды, менестрели…» И еще — на концерте «На проспекте 25 Октября». Организовывал я его вместе с Виктором Кингисеппом. Собрали музыкантов, а Аркадия нет и нет. Время идет, и пришлось мне самому начинать. Хотя первую песню «В этот вечер на проспекте…» должен был петь Аркадий. Вскоре и он явился… Вообще никакой. Положили его спать, так там и в концерте говорится — «Аркадию Северному, который спит за шкафом…». Проспался, и стал петь «Блины». Затянул ее минут на двадцать! Правда, в окончательную фонограмму она вошла урезанной. Вообще, с Аркадием стало трудно работать, он начал крепко пить… После 1976 года я его уже не записывал. У нас в Ленпроекте собрался самодеятельный ансамбль, и я в нем участвовал. Играли джаз, но не записывались.

— А какое участие Вы принимали в организации «одесских гастролей» Северного?
— Аркадия с одесситами я не знакомил. Вот с Фредом Ревельсоном из Киева, — да, свел Аркадия я. А в Одессу Северный уехал не очень красиво. Маклаков подбил его на банальную кражу. Подослал к Набоке, известному питерскому коллекционеру, якобы насчет организации записи. И Северный спер у Набоки несколько дисков, а потом смылся в Одессу.

— Да, Кацишевский тоже рассказывал похожее… А что Вы скажете про то, как он описал Ваше бегство через границу?
— Да мало ли ерунды про меня рассказывали… Вот статья Якова Браславского — тоже всякая чушь написана. Причем написана так, как будто этот Браславский близко меня знал, а я про него в первый раз слышу. И Шелег — ходил, ходил, спрашивал, а в итоге написал отсебятину. — Но теперь Вы можете все рассказать о себе сами. Вы же в Питере собираетесь осесть надолго? — Да, в эмиграции, мне кажется, я уже достаточно реализовался. Теперь интереснее поработать здесь. Со временем я, конечно, расскажу и опубликую всю правду и о себе, и об Аркадии Северном.

— Спасибо, Рудольф Израилевич! Будем ждать. Всего Вам доброго!
— До скорой встречи!

Автор выражает глубокую признательность Владимиру Лузгину (Нью-Йорк) и Владимиру Шестерикову (Санкт-Петербург) за помощь в организации настоящей встречи.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest