Александр Розенбаум – лучшие альбомы, история создания
За свою, более чем сорокалетнюю творческую биографию, Александр Розенбаум записал десятки альбомов. Сложно сказать, какие из них лучшие альбомы, но определенно знаковые мы можем выделить. Вот что рассказывал Александр Фрумин в книге «Александр Фрумин, Михаил Дюков «Ночное такси» – 30 лет по дорогам шансона», непосредственно приложивший руку к созданию и изданию этого альбома.
Александр Розенбаум «Вялотекущая шизофрения» (1994 год)
Альбом «Вялотекущая шизофрения» был записан в студии «Ночное такси» летом 1994 года, кстати говоря, это первый альбом Александра Розенбаума, записанный у нас.
Идея записать эту программу возникла у нас весной 1994, после того, как автор дал первое большое интервью радиопрограмме «Ночное такси», в рубрике «Лицом к лицу». На запись программы Александр Розенбаум приехал с гитарой, хотя мы не планировали исполнение им песен для эфира. Но так как гитара была в руках автора, то он спел несколько совершенно новых произведений. Исполненное нам очень понравилось, тем более, что эти песни исполнялись впервые.
Мы предложили запись с авторским аккомпанементом на гитаре, совершенно умышленно без электроники и музыкантов. Когда сделали пробу – Александру Розенбауму очень понравилось. Для обработки гитары, по нашему предложению, использовалась цифровая концертная обработка самого автора, которую мы специально настраивали под студию.
Этот альбом Александра Розенбаума впервые, что было новинкой для того времени, полностью записан на профессиональный цифровой магнитофон DAT. На момент записи таких аппаратов, кроме нашей студии, в Санкт-Петербурге было еще только три.
Так же для записи мы применили фазоинвертор и цифровую обработку для вокала. При мастеринге использовали расширитель стереобазы и психоакустик. В итоге получилось неплохо. В нашей коллекции — первое издание этого CD c автографом Александра Розенбаума: «Саша! Это лучший мой альбом!».
Первое издание CD – 1994, второе издание CD в США тогда же. Для «Золотой серии» мы сделали глубокий ремастеринг, и издали альбом в 2000 году.
Записывали мы его вместе с Вячеславом Распоповым.
Внутри альбома находилась статья Александра Розенбаума, фото автора и Александра Фрумина во время работы в студии. Это был первый проект, выпущенный в серии «Ночное такси». Альбом записывался в июле 1994 года, буквально сутками, делались варианты, дубли, некоторые песни дописывались прямо в студии между записью. Работа длилась около четырех месяце, хотя, казалось бы, акустика, дело простое, почти аналоговая запись, но…. Это большой труд и автора и звукорежиссера, который пропускает через свои уши материал, добавляя с помочью техники не видимые глазу, но созвучные душе и уху штрихи. Возможно, что диск «Вялотекущая шизофрения» поэтому и получился удачным во всех отношениях, прошло уже много лет, но многие песни из него до сих пор актуальны, до сих пор звучат на концертах автора. Фотосессию для альбом провели в настоящей больнице, чтобы соблюсти максимальную достоверность и передать настроение альбома.
И немного о названии самого альбома, песни с таким названием первоначально в альбоме была и по ней и названа была пластинка, но… потом она поменяла свое название, теперь она называется «Что-то здесь не так». Песня была переименована уже по окончании записи, а саму пластинку Александр Розенбаум решил не переименовывать.
Тираж отпечатали в Москве, часть его привезли сюда и в ДК имени Горького в ноябре 1994 года Александр Розенбаум вместе с ансамблем «Братья Жемчужные» презентовал свой новый альбом. Студия «Ночное такси» занималась организацией этого концерта. В первой части концерта Розенбаум работал с гитарой и своим бессменным аккомпаниатором Александром Алексеевым, а вторую часть – вместе с «Братьями Жемчужными», где прозвучали те песни, которые вошли в их первый, ставшим легендарным, концерт 1982 года.
А уже чуть позже, осенью 1994 и весной 1995 года студия выпустила сразу несколько кассет и дисков из своих архивов, это как раз и были концерт Александра Розенбаума «Новые песни», записанный в 1983 году и концерт ансамблем «Братья Жемчужные» «Памяти Аркадия Северного». Свои изданием студия как бы нарушила историческую хронологию, но было сделано главное – концерты были изданы. Выпускала их компания «Мастер Саунд» в Москве.
Александр Розенбаум «Ноябрь 1983 года. Новые песни»
Оригинальная фонограмма была записана в Ленинграде в ноябре 1983 года.
После невероятного успеха альбома «Памяти Аркадия Северного», Сергей Маклаков пригласил Александра Розенбаума и «Братьев Жемчужных» для новой записи. В программу были включены песни из нескольких циклов:
- «Ленинградские вальсы»;
- «Одесский цикл», состоявший из новых приключений Семэна;
- «Военно-морские песни» («38 узлов»);
- «Казачьи песни»;
- «Коммунальные романсы» (воспоминания о коммунальных квартирах).
К записи в этот раз подготовились основательно: репетировали целых два дня. Записывали альбом также в течение двух дней. Интересно, что эта фонограмма – единственная из всех, записанных Сергеем Маклаковым в 1970-80 годы, сделана с профессиональным микшерным пультом. На этом настоял Николай Резанов, который и пригласил имеющего такой пульт штатного звукорежиссера ВИА «Земляне». Таким образом, первый серийный советский микшерный пульт «Электроника ПМ — 01» вошел в историю шансона по-русски. Несмотря на наличие этого современного аппарата, все записано без наложения вокала, то есть, это полноценная концертная запись.
Впервые мы издали эту фонограмму на CD в 1994 году, а затем – на компакт-кассетах в 1995. Для «Золотой серии» мы сделали новый ремастеринг, и выпустили альбом в 2000.
Интересный факт, бобинный магнитофон, на котором записывался этот концерт, жив и поныне и продолжает работать в студии «Ночное такси».
Александр Розенбаум «Памяти Аркадия Северного» и «Братья Жемчужные»
Оригинальную фонограмму концерта Сергей Маклаков записал у себя дома 12 апреля 1982 года. Первое легальное издание этой записи и ее восстановление произведено нашей студией в 1995 году, до этого момента по рукам ходили только лишь пиратские копии, да и то не всегда лучшего качества.
Это по-настоящему легендарный концерт Александра Розенбаума. Сам автор не раз говорил нам: «Эта пленка впервые проложила мне дорогу к людям…».
До этой записи Александр Розенбаум не был знаком ни с Николаем Резановым, ни с его ансамблем «Братья Жемчужные». Ленинградский коллекционер Сергей Иванович Маклаков, много записывающий до этого Аркадия Северного и «Братьев Жемчужных», предложил, как говорил нам сам Александр Розенбаум: «Записаться с оркестром…». Сергей Маклаков попросил Розенбаума исполнить все песни из уже известного на магнитофонах «Одесского цикла». Он же и предложил автору посвятить свой концерт памяти Аркадия Северного, ушедшего из жизни 12 апреля 1980 года. Интересно, что Александр Розенбаум никогда с Северным знаком не был, хотя его записи слушал. Также важно, что этот альбом единственный, который автор посвятил чьей-либо памяти (не считая, конечно, альбома «Я вижу свет», посвященного памяти его брата Владимира).
Как позднее рассказывал нам сам автор, запись производилась «из под волос», то есть, без предварительной репетиции. 90-минутный концерт записали за восемь часов, без отдельного наложения вокала, то есть, фонограмма имеет полноценное концертное звучание. «Братья Жемчужные» перед записью изучили репертуар Александра Розенбаума, хотя, как рассказывал нам Николай Резанов, этого было явно недостаточно. Интересно, что на запись опоздал (на три часа) скрипач-виртуоз-цыган Алеша Дулькевич. Именно по этой причине, так как заранее были известны композиции с его участием, пришлось начинать без него. Уникален тот факт, о котором сегодня мы рассказываем впервые, что, на самом деле, та часть, которая, в итоге, оказалась второй – является первой. А студийную заставку с названием концерта, прочитанную Николаем Резановым, вписали после создания всей фонограммы, для части первой.
Так же интересно, это потом вспоминал уже сам Николай Резановым, что он несказанно был удивлен, когда Александр Розенбаум попросил назвать его настоящее имя и фамилию в заставке концерта. Но сам Николай Серафимович свое имя называть категорически отказался, говоря: «… Саша очень смелый человек, что решился на такое, будучи штатным артистом Ленконцерта…».
Однако, автор настаивал на упоминании его имени, и тогда вместе с именем Розенбаума Николай Резанов решил впервые произнести под запись настоящую фамилию Аркадия Северного – Звездин.
В этот великолепный альбом А. Розенбаум включил не только песни «Одесского цикла», но и песню «Скорая помощь», сказав при этом, что песня написана им на музыку Владимира Высоцкого, также впервые была исполнена «Гастрольная песня» и блюз «Меня не посадить».
Для создания CD мы использовали первую копию оригинальной фонограммы, так как оригинал был утерян Сергеем Маклаковым.
После производства оцифровки и ремастеринга мы показали запись Александру Розенбауму (у него в ее в тот момент вообще не было). Автор сказал: «… Здорово, что сохранилась, но мне кажется, что играла быстрее...». Поясним: все аналоговые магнитофоны той поры имели разную девиацию движения ленты, и поэтому могло произойти изменение тональности записи при копировании. Из положения вышли, призвав на помощь Николая Резанова. Николай использовал цифровой тюнер для точной настройки гитары, и после этого сыграл несколько партий специально для нас. В результате мы вычислили, что Розенбаум прав: наша фонограмма воспроизводилась на половину тона ниже. Большое счастье, что наш DIGIDESIGN позволял спокойно «двигать» тональности. В итоге: пришли к точному соответствию оригинальному звучанию 1982 года.
Впервые мы издали эту фонограмму в 1994 на компакт-кассетах, а затем, в 1995 году – на CD (причем, обе эти записи, к сожалению, с неправильной тональностью: голос Александра Розенбаума и, соответственно, вся фонограмма, звучит на половину тона ниже).
Для «Золотой серии» мы не только восстановили оригинальную тональность, но и произвели качественно новый цифровой ремастеринг фонограммы. CD издан нами в 2000 году.
Об остальных альбомах Александра Розенбаума продолжает свой рассказ Александр Фрумин.
Александр Розенбаум «Домашний концерт» (1981 год)
Название «Домашний концерт» — оригинальное название, придуманное нами специально для этого диска. CD составлен из самых ранних записей домашних концертов Александр Розенбаума, произведенных ленинградским коллекционером Михаилом Крыжановским. Фонограмма производилась в период всего 1981 года и, в оригинале, все эти песни никогда не звучали в одном концерте.
В CD включены песни из ранних циклов Александра Розенбаума, записанные с оригинальным аккомпанементом автора на акустической гитаре.
В альбоме весь «золотой фонд» раннего периода творчества Александра Розенбаума:
- «Одесский цикл» по рассказам Исаака Бабеля;
- «Медицинский цикл» (под запись больше не исполнялся никогда);
- первая песня «Казачьего цикла» («Лихо мое, лихо»).
Хочется обратить внимание на абсолютно уникальное «Одесское попурри». Уникальность этой записи в том, что это единственное исполнение Александра Розенбаумом не принадлежащих ему по авторству, настоящих «блатных» одесских песен, широко известных по репертуару Аркадия Северного и «Братьев Жемчужных». При монтаже этого альбома мы специально оставили перед этим треком текст Александра Розенбаума: «Специально для Михаила Крыжановского, из классики, не мое…».
Оригинальная фонограмма, специально для этого издания, подверглась серьезному цифровому ремастерингу в нашей студии. Обрабатывали на новейшем, для 2000 года, PRO TOOLS DIGIDESIGN. Максимально сохранили оригинал тембрально, от себя добавили «легкие» аплодисменты вместо пауз оригинала. Забавно, что, когда мы показывали фонограмму Розенбауму, Александр Яковлевич сказал: «Фрума, не помню, чтобы там был зал, но раз так — то к станку, печатай…». Пришлось признаться, что зала не было, но раз автор разрешает…
Впервые мы издали этот альбом в 1995 году. Второе издание — «Золотая серия» (2000).
В том же 1995 году состоялось событии поистине историческое, спустя много лет Александр Розенбаум вновь записал свой альбом с «Братьями Жемчужными». Это произошло в профессиональной студии на профессиональном оборудовании, а не подпольно на какой-нибудь ленинградской квартире. Альбом вышел в декабре 1995 года и мгновенно разошелся по России и миру, а уж сколько было сделано пиратских копий – не знает никто.
Новое качество, новые песни и старые знакомые….
Александр Розенбаум «Розовый жемчуг» (1995 год)
Оригинальная фонограмма этого альбома записана в нашей студии летом — осенью 1995 года. Это первый альбом Александра Розенбаума и «Братьев Жемчужных», записанный после 1982 года.
Нам стоило большого труда убедить Александра Яковлевича, после тринадцатилетнего летнего перерыва, вновь записаться с «Братьями Жемчужными». Автор сопротивлялся: «… Фрума, прошло столько лет. Они же хорошие кабацкие музыканты, а я стал другим…». Мы не согласились с этим мнением: «… Саша, Фрэнк Синатра всю жизнь играл только в ресторане, а музыка его от этого хуже не стала…». В итоге, было принято решение о «пробе пера», то есть, Розенбаум попросил о двух разных вариантах аранжировки одной песни. Наши аранжировщики, Виктор Смирнов и Антон Яковлев, взяли в работу «Охоту на волков». Мы очень обрадовались, когда вариант Виктора Смирнова был принят автором. Именно после этого и началась работа над альбомом.
В записанный и вышедший CD вошли как новые, так и «старые», но до этого не записанные в студии песни. Мы придумали заставку для альбома, которую начитал Николай Резанов: «Александр Розенбаум при участии «Братьев Жемчужных» исполняет свои новые и забытые песни». Это вступление стало своего рода «мостиком времен» между записями 1982-1983 годов и современностью.
Название альбома придумал сам Александр Яковлевич: «… Фрума, слушай, как здорово звучит: я — Розенбаум, они — Жемчужные, поэтому альбом — Розовый жемчуг…».
Это единственный альбом, в котором автор сам принял участие в финальном сведении. После записи вокала «Охоты на волков» Александр Розенбаум попросил нас не сводить эту песню без него. Мы согласились, и попробовали это сделать вместе. Спорили, в первую очередь, из-за расположения линии основного вокала. Он привык к другому микшированию, и настоял на средней линии, очень хотел, чтобы его голос не был «впереди оркестра». Мы сводим вокал принципиально по-другому: лидер-вокалист всегда строго на первой линии. В итоге, автор попросил оставить его вариант, и мы на это пошли. Естественно, остальные треки большого, почти шестидесяти минутного альбома, мы сводили по-своему. Когда работа была полностью закончена, мы показали ему всю программу, оставив «Охоту на волков» в его варианте. Александр Розенбаум, внимательно послушав, сказал: «… А почему в «Охоте на волков» провален вокал?..». Мы скромно ответили: «… Хозяин — барин. Саша, как Вы хотели и, что самое главное, сделали — так и получилось…». В окончательной фонограмме альбома мы действительно оставили для этой песни вариант сведения, предложенный А. Розенбаумом — на память об этом его опыте. В течение последующих лет, во всех записанных у нас альбомах, Александр Яковлевич участия в сведении больше не принимал никогда.
Впервые мы издали этот CD в 1995 году. Для издания «Золотой серии» сделали специальный ремастеринг в 2000.
Так как создатели студии «Ночное такси» смотрели на годы далеко вперед, ведь в тот момент уже практически умерла виниловая пластика, магнитофонные бобины так же уходили в прошлое, в дверь «стучался» электронный носитель. И в этом момент, параллельно с работой на радио, закупалось дорогое и ультрасовременное цифровое оборудование, ведь потом предстояла заводская печать записываемых альбомов и концертов. В те годы партии тиражей выходили параллельно – на аудиокассетах и на CD. Кстати, «Ночное такси» в тот момент одной из первых в жанре шансона перешла на компакт-диски, как позднее на DVD и Blu-ray Disk. Придет время, мы поговорим и об этом.
И хотя рассказ об альбоме «На плантациях любви» должен был бы появиться чуть позднее, но чтобы не разрывать логическую и стилистическую связь этих пластинок, рассказ о ней мы помещаем в этой главе.
Александр Розенбаум «На плантациях любви» (1996 год)
Оригинальная фонограмма была записана в нашей Студии весной-летом 1996 года. Для этого альбома Александр Розенбаум добивался нового звучания. После «плотных», полифонических аранжировок «Розового жемчуга» (1995 год) он захотел акустического аккомпанемента. Мы решили поддержать идею автора, и выступили со встречным предложением: пишем амплаг, без барабанов и полифонии, но с современной бочкой, акустическими гитарами, аккордеоном и легкими скрипичными фонами. В записи принимали участие Виктор Смирнов (аранжировка, аккордеон) и Николай Резанов (все гитары). Александр Розенбаум, в соответствии с этой концепцией, не только исполнил лидер-вокальную партию, но и в каждом треке сыграл аккомпанемент на своей прекрасной гитаре. Таким образом, с помощью новейшей, для того времени, программы NOTATOR нам удалось создать оригинальное качество звучания этого альбома.
Александру Яковлевичу настолько понравилось сложная работа, проделанная Виктором Смирновым, что он включил обращение к Виктору в первую песню альбома: «… под Витька баян…», и сказал: «… Витек, плохому человеку строчку в своей песне в жизни бы не посвятил…».
В этом альбоме записана финальная песня знаменитого «Афганского цикла» — «Афганская вьюга». Автор, первоначально, не хотел включать ее в этот альбом, но мы настояли. Запись была сделана с одного дубля. Получилось настолько сильно, что мы решили оставить этот вариант и не делать даже минимальной аранжировки.
Еще одна песня в этой программе является продолжением известной ранее композиции: «Не хочу стареть». Все помнят слова автора, сказанные в альбоме 1983 года «Новые песни», перед «На улице Марата»: «Незаконченная песня про улицу Марата, которую я обещаю закончить в ближайшие десять лет». Произведение «Не хочу стареть», иначе именуемое на концертах «Улица Марата — 2» — э то и есть исполнение обещания автора.
Сложной и интересной была работа над ставшей впоследствии очень популярной песней «Ау». При записи мы использовали новейший гармонайзер STUDIO VOCALIST, который позволил множить голос автора в припевах. В период записи альбома Розенбаум выезжал в США, где и купил для себя этот прибор. Но возникла проблема — в нашу электросеть (220 вольт) его включить было невозможно (в США — 120 вольт). Аккомпаниатор Александра Розенбаума, Александр Алексеев, умел пользоваться прибором, и где-то нашел самодельный трансформатор, через который решил его подключить в нашей Студии для записи. Стоило это сделать, как трансформатор и наша колодка питания сгорели. Единственным способом использования понравившихся автору возможностей прибора было приобретение нового трансформатора, либо нового прибора. Мы решили проблему кардинально – купили точно такой же аппарат, но адаптированный к европейской электросети, за что по сей день благодарим московскую компанию «МузТорг».
Звукорежиссерами альбома выступили я и Вячеслав Распопов.
Интересная история произошла при создании дизайна полиграфического оформления.
Наш дизайнер Ольга Алисова специально приехала из Москвы для обсуждения с автором концепции оформления компакт-диска. На встрече с ней Александр Яковлевич высказал необычное пожелание: «… Моей фотографии на альбоме быть вообще не должно, а должен быть показан исхлестанный плетьми раб…». Ольга отнеслась к пожеланию тщательно. В итоге, на обложке первого издания мы видим изображение обнаженной мужской фигуры, со спины, исхлестанной в кровь, на фоне копны сена. Александру Розенбауму работа дизайнера исключительно понравилась: «… То, что надо — настоящий раб любви на плантациях!…».
Впервые альбом был издан нами в 1996 году. После производства цифрового ремастеринга мы издали его в «Золотой серии» в 2000-м.
В первой половине 1990-х годов, до того момента, когда Александр Розенбаум начал сотрудничать со студией «Ночное такси» и записал свои новые акустические программы с «Братьями Жемчужными», он выпустил несколько альбомов, которые нельзя обойти внимание. Мы хотим кратко рассказать о них, тем более, что позднее студия переиздала эти пластинки в «Золотой серии».
Александр Розенбаум «Гоп-стоп» (1993 год)
(рассказывает Александр Фрумин)
Оригинальная фонограмма записана в 1992-1993 годах в Ленинграде на студии знаменитой эстрадной певицы Эдиты Пьехи. В альбом были включены не только уже широко известные песни, но появились и новые композиции.
Интересно, что новые песни из этого CD Александр Розенбаум подарил Михаилу Шуфутинскому для исполнения. Аранжировка всех песен – Александр Алексеев, звукорежиссер – Петр Жуков.
Впервые этот CD издан в 1994 году в Екатеринбурге и мгновенно разошелся по стране, так же был большой тираж легальных и пиратских компакт-кассет этого альбома. Для «Золотой серии» мы сделали глубокий ремастеринг, и издали альбом в 2000 году.
Примерно в это же время появился ответный диск Михаила Шуфутинского «Спасибо, Саша Розенабум». Если кто-то не помнит или не знает, году в 1984 Михаил Захарович в Нью-Йорке записал концерт, состоящий практически полностью из песен Розенбаума, где пропел строчку «Спасибо, Саша Розенбаум, далекий незнакомый друг». Когда рухнул «железный» занавес и открыли границы, шансонье наконец-то встретились. Шуфутинский – один из лучших исполнителей Александра Розенбума, как нам кажется.
Жизнь, тем временем, продолжалась, был записан и издан альбом «Горячая десятка» — куда вошли самые яркие песни того периода в новых аранжировках.
Александр Розенбаум «Горячая десятка» (1994 год)
(рассказывает Александр Фрумин)
Оригинальная фонограмма записана на студии Эдиты Пьехи в 1994 году. В альбом включены десять самых известных песен Александра Розенбаума. Новые аранжировки выполнены Александром Алексеевым, специально для этого издания. Александр Розенбаум придумал оригинальную структуру этого альбома: перед каждым треком звучит небольшое стихотворение, раскрывающее смысл каждой песни и являющееся фактическим вступлением.
Фонограмма была подготовлена к изданию в 1994 году, издана компанией RDM в 1995, а нами был произведен цифровой ремастеринг и издание оригинальной «Золотой серии» в 2000 году увидело свет.
По сути дела, за эти годы был записан своеобразный триптих песен Александра Розенбаума, ведь до этого он записывался в довольно академической манере – под гитару, а здесь была предпринята попытка записать песни в аранжировках. Как показало время, «электроника» ни в коей мере не портит авторскую музыку, если это сделано профессионально.
Александр Розенбаум «Ностальгия» (1994 год)
(рассказывает Александр Фрумин)
Оригинальная запись так же произведена в 1994 году на студии Эдиты Пьехи в Санкт-Петербурге. Звукорежиссер Петр Жуков работал с Александр Розенбаумом еще в группе «Аргонавты». Аранжировку выполнил постоянный концертный аккомпаниатор Розенбаума Александр Алексеев.
В альбоме как новые, так и известные к моменту записи песни. Интересно появление композиции «Недотрога», которая пародирует музыку российской поп-эстрады. Впервые CD издан в 1994 году в Екатеринбурге, как и все диски этих лет. Для «Золотой серии» мы сделали глубокий ремастеринг и издали альбом в 2000 году.
Вот такие лучшие альбомы Александра Розенбаума. Смотрите также альбомы ниже.